Спустя пять лет после пяти дней войны между Россией и Грузией две страны посылают друг другу сигналы к постепенному примирению. Но хотя в таких сферах, как, например, транспорт и торговля, имеются реальные подвижки, до полноценной нормализации еще очень далеко. Об этом можно судить, прежде всего, по тому, что, выражая готовность на словах, ни одна из сторон на деле не готова к уступкам.
Ожесточенная антироссийская пропаганда в Грузии стала ослабевать с приходом к власти правительства Бидзины Иванишвили, ранее имевшего бизнес в РФ и назвавшего налаживание отношений с ней в числе главных приоритетов. Выступая в годовщину событий 8 августа на церемонии принятия военной присяги в Гори, премьер заявил, что Россия “осуществила вооруженную агрессию, ударив по грузинской государственности”, но “и на Грузии лежит определенная ответственность”, цитирует “Новости-Грузия”.
- Воспоминания грузинского военнослужащего: “…осетины сошли с ума и продолжают обстреливать” – Вдвое сократилось число россиян, видящих пользу от признания независимости Абхазии и ЮО
Далее он продолжил в миротворческом духе: “У нас хватит сил и мы сможем простить… Мы также должны признать наши ошибки и исправить то, что можно еще исправить. Мы готовы к прямому диалогу с абхазами и осетинами, и я уверен, что мы найдем общий язык для будущих отношений”.
Иванишвили сказал, что Грузия ищет формы отношений с Россией, для чего начала прямой диалог. “Между нашими народами добрые отношения, что дает надежду, что этот процесс будет развиваться позитивно”, – заявил глава правительства. Но тут же дал понять, что его страна не отступится ни от планов возвращения в ее состав Южной Осетии и Абхазии, ни от западной интеграции.
“Что касается восстановления дипломатических отношений, этот вопрос будет решен тогда, когда у нас будут серьезные успехи с точки зрения восстановления территориальной целостности Грузии”, – подчеркнул он. И добавил: “Западная интеграция Грузии – это выбор нашей нации, который не имеет альтернативы”.
В свою очередь государственный министр Грузии по вопросам евроинтеграции Алексей Петриашвили подтвердил, что его страна делает все для того, чтобы отношения с Россией были нормализованы, но этого не произойдет за счет национальных интересов. “Восстановление территориальной целостности Грузии, вступление Грузии в НАТО и Евросоюз станут теми красными линиями, теми главными приоритетами, за которые не будут проводиться никакие переговоры”, – приводит его слова “Грузия Online”.
На днях Бидзина Иванишвили заявил, что готов встретиться с российским президентом Владимиром Путиным, но пока для этого недостаточно оснований: “Нужно больше позитива, более отточенные двусторонние отношения”. Вместе с тем он выразил уверенность, что для полного восстановления и урегулирования отношений с Россией “потребуется немало усилий и времени, но цель будет достигнута обязательно”.
В свою очередь президент Михаил Саакашвили назвал “пятой колонной” тех грузинских политиков, которые возлагают часть вины за конфликт на Тбилиси (Иванишвили после победы своей партии на парламентских выборах возложил вину лично на Саакашвили). Глава государства обвинил Иванишвили и членов его правительства в том, что они якобы отрабатывают деньги Москвы. Была даже озвучена цифра: 2 миллиарда долларов, которые будто бы получил премьер.
Воспоминания грузинского военнослужащего: “…осетины сошли с ума и продолжают обстреливать”
Slon.ru к пятилетию августовской войны опубликовал воспоминания грузинского военнослужащего – как альтернативу документальным фильмам, которые 8 августа весь день показывало российское телевидение.
“Война началась 7 августа, не знаем, почему у вас считается, что 8 августа началась война. 7-го мы уже получили сильный огонь, осетины, их артиллерия, начали стрелять из тяжелого оружия, мы стали отвечать. Это было 7 августа”, – подчеркнул Лаша Рухаия. Оружие у осетин было российское: “Очень много оружия было просто передано им российской стороной”.
“В семь часов вечера Саакашвили выступил по телевизору и сказал в одностороннем порядке прекратить огонь, и обратился к осетинской стороне с просьбой тоже прекратить. Но когда мы прекратили огонь, они продолжили, мы вынуждены были отступить, потому что потеряли двух своих миротворцев. Наш командующий звонил и говорил руководству, что осетины сошли с ума и продолжают обстреливать”, – говорит грузинский солдат.
“Российские миротворцы тоже потом стали обстреливать, уже ночью, А 9-го числа появилась первая колонна российских войск возле Цхинвали, 58-я армия, наша артиллерия обстреляла их, они понесли серьезные потери. 10-го числа все наши вооруженные силы и формирования были отведены в Тбилиси, было принято решение защищать город”, – восстанавливает хронологию Рухаия.
“Почему мы решили, что будет нападение на столицу? После того как были совершены 52 налета и российская армия двигалась почти по всем направлениям, было абсолютно четкое ощущение, что готовится штурм Тбилиси. Взять Тбилиси и отстранить от власти президента”, – рассказывает он.
По его словам, ему запомнились надписи на БТР – “Чечня, вперед на Грузию”, “Чечня, вперед на Тбилиси”. “Это, наверное, был батальон “Восток”. В деревнях тоже оставляли надписи на заборах “Вперед на Тбилиси”. В Гори помню на стене штаба первой бригады красивый разноцветный рисунок: ракета падает на земной шар, на страны – члены НАТО, и подпись: “Россия и больше никто”, – поведал собеседник сайта.
Вдвое сократилось число россиян, видящих пользу от признания независимости Абхазии и ЮО
Напомним, согласно докладу Международной независимой комиссии по расследованию августовского конфликта, его начала Грузия в ночь на 8 августа 2008 года, но ее фактически спровоцировала на это Россия, а ответные действия российских войск стали гораздо более серьезными, чем того требовали обстоятельства.
Накануне пятилетней годовщины начала войны “Левада-центра” опубликовал итоги июльского опроса об отношении россиян к Грузии и статусу Южной Осетии и Абхазии. 44% ответили, что относятся к Грузии “в основном хорошо”, 32% – “в основном плохо”.
42-43% считают, что две республики, чью независимость признала Россия, должны оставаться суверенными государствами, 29-30% – что должны войти в состав РФ. В составе Грузии их видят немногие – лишь 7-9% россиян.
Впрочем, наиболее показательными представляются оценки опрошенных по поводу последствий признания независимости этих республик. Так, если в 2008 году 40% были уверены, что это решение пошло на пользу России, то в июле 2013-го таких оказалось вдвое меньше – 20%. При этом выросло число тех, кто считает, что решение не принесло ни вреда, ни пользы – с 28% до 49%.
Отметим, сами югоосетинские чиновники признают, что республика превратилась в “черную дыру” для денег российских налогоплательщиков. На восстановлении были разворованы миллионы, если не миллиарды. В местной неправительственной организации “Ассоциация социально-экономического и культурного развития” Цхинвали назвали “памятником пропавшим российским миллионам”.
Комментариев нет:
Отправить комментарий