Первая партия местной валюты уже отпечатана
В Республике Карелия появилась собственная валюта. У неё романтическое название – руна, ассоциирующееся к карело-финским эпосом «Калевалой». Что, собственно, отражает и дизайн этих «денег», на которых использованы образы героев знаменитой «Калевалы» в исполнении финского художника Аксели Галлен-Каллела и его карельской коллеги Тамары Юфа.
Призвана сия «национальная валюта», как надеются инициаторы её появления, стать своего рода местным брендом, а главное, помочь вывести экономику лесной республики из глубокого пике, в котором та пребывает не один год, и хотя бы чуть-чуть, но улучшить благосостояние местного населения.
Инициаторами стали активисты общественного движения «Свободная Карелия» во главе с Вадимом Штепой. Собственно, «общественное движение» – это громко сказано. Объединяет оно, если верить местным жителям, десять, от силы пятнадцать человек, позиционирующих себя как «патриоты и сторонники регионального самоопределения Республики Карелия».
Напечатаны «денежные руны» достоинством 10,100 и 200 единиц, аккурат к местным праздникам Дня коренных народов и Дню принятия Декларации о Суверенитете Карелии, отмечаемым 9 августа. Напечатаны в одной из типографий Петрозаводска. В соответствующем заказе значатся они как сувенирная продукция. Тираж небольшой. Какой именно, в «Свободной Карелии» не говорят.
─ Разве в тираже дело? – Мнется Вадим Штепа, ответивший на звонок корреспондента «СП». – Тут важна сама идея. Я давно её обдумывал. Вам скажу: напечатали «рун» мы пока совсем немного. Дело все-таки недешевое. Надеемся, что они будут пользоваться популярностью у петрозаводчан, а потом, возможно, у жителей и других городов и районов нашего края.
«СП»: – И каким образом вы планируете «запустить их в оборот»?
─ Сейчас договариваемся с музыкантами одной из городских групп, чтобы в обмен на билеты брали не рубли, а именно «руны». Номинал – один к одному с национальной валютой Российской федерации. А дальше посмотрим. Всё с чего-то начинается!
«СП»: – Ещё один вопрос, Вадим. В дизайне вы использовали иллюстрации известных художников. Финн Галлен-Каллела об этом, правда, уже не узнает, так как скончался более восьмидесяти лет назад, и, стало быть, претензий с его стороны ожидать не приходится. А как отреагировала на инициативу «Свободной Карелии» ныне живущая ваша землячка Тамара Юфа?
─ Не думал об этом… Мне кажется, она должна быть довольна, мы же в некотором роде популяризируем её творчество…
Штепу, родившегося и выросшего в Карелии, считают в республике «философом-чудаком». Не принимая всерьез его многочисленные идеи. Но в данном случае он, похоже, попал в точку.
Во-первых, «новые деньги» вызвали немалый интерес у туристов из Финляндии. Те, как говорят, даже готовы менять на них заветные для россиян «еврики», считая произведением национального искусства. Во-вторых, своя валюта, как надеются здешние оптимисты, может положительно сказаться на улучшении экономической ситуации. А она в Карелии аховая. «СП» не раз писала об этом. Можно добавить разве что новые сведения об увеличении криминальной ситуации в республике на почве алкоголизма. По данным аналитиков, 42% преступлений связано здесь с нетрезвым образом жизни. А пьют – по тем же данным - потому что нет работы…
Примеры появления собственных денег имеются. Достаточно вспомнить английский город Бристоль, где в сентябре прошлого года местной властью в обращение была введена собственная валюта – бристольский фунт. Сделано это было для того, чтобы минимизировать последствия общеевропейского финансового кризиса, сильно ударившего, в частности, по малому бизнесу. Итоги эксперимента, к которому на удивление лояльно отнеслись власти Великобритании, обещают подвести к 2015 году.
Да что далеко ходить! В России нечто подобное тоже уже было. Правда, причина появления «локальной деньги» несколько иная, чем у англичан из Бристоля. Там всё-таки люди не голодают, исправно получая зарплату. В российской глубинке причинно-следственным толчком стал хронический рублевый дефицит местного бюджета и непрофессиональная экономическая политика властей в сельском хозяйстве.
Было это в Кармаскалинском районе Башкирии. Там местный фермер Артур Нургалиев ввел в оборот, как он их назвал, «товарные талоны», которые в качестве оплаты принимали в некоторых районных магазинах, помогая тем самым сельским труженикам хоть как-то сводить концы с концами. Рубли в район поступали с бо-о-льшой задержкой. Местные жители прозвали эти талоны «шаймуратиками» – по названию своего предприятия «Шаймуратово». Они быстро обрели популярность у населения. Говорят, их охотно брали у клиентов в качестве оплаты также таксисты, медики.
Впрочем, инициативу фермера Нургалиева, едва весть о ней дошла до Москвы, быстро прикрыли компетентные органы. Хорошо, хоть суда дело не дошло. Во всяком случае, пока.
Но сама идея, что называется, напрашивается. Трудно не согласиться с петрозаводчанином Вадимом Штепой: столица слишком много берет на себя, ограничивая самостоятельность регионов. Получается парадокс: где деньги собираются, там их нет, они переводятся в столицу на счета разных министерств, откуда их потом никакими силами не вытащить.
─ При той гиперцентрализации, что наблюдается сейчас в России, иного ожидать не приходится, – говорит экономист и политолог Юрий Вдовин. – На местах, в регионах практически ничего не остается, ни ресурсов, ни средств. Кремль решает, кому и сколько дать, чтобы жили. Пожили бы они там сами на те крохи, что выделяют той же Карелии!
Из этой республики вывозится в последние годы всё. И особенно её лес, которым славилась на весь мир. На нем одном она могла бы столько зарабатывать, что никаких дотаций не потребовалось бы! Я не говорю уже про уникальный заповедник Кижи, который пытаются превратить сейчас в заурядную турбазу. Даже налоги и те уходят из республики опять же в Москву. И только ли в одной Карелии такая ситуация?..
В Башкирии, в Карелии пробуют ввести свою валюту. В Перми несколько лет назад пошли другим путем, выпустив «Паспорт пермяка». Тоже вроде как в шутку, местных жителей развлечь да туристов привлечь. На самом деле, больше из чувства собственной гордости и в пику центру. Ну, сколько можно тянуть из регионов?
Но дойдет ли этот тонкий намек до кремлевских сидельцев?
Справка «СП»
«Суррогатные деньги» выпускались в Карелии и прежде – некоторыми местными предприятиями в связи с отсутствием на этих предприятиях средств для выдачи работникам заработной платы. В частности, на Онежском тракторном заводе Петрозаводска в начале 1990-х годов ввели «рубль ОТЗ». Эти деньги получили название «волнушки» – по фамилии директора завода Николая Волнухина, при котором и начался их выпуск. Обеспечением «волнушек» занимался специально созданный для этих целей коммерческий центр. Деньги принимал магазин, располагавшийся в Петрозаводске. Действовала эта «валюта» до весны 1999-го года.
Комментариев нет:
Отправить комментарий